19–22 сентября 2014 года ОАО «Институт Гипростроймост» совместно с группой компаний «СК МОСТ» приняло участие в Амурской международной выставке-форуме «АмурЭкспоФорум‑2014», которая не первый год проходит на территории города Благовещенска. На форуме были представлены проекты, разработанные Институтом на территории Амурской области в последние годы, — мостовой переход через Зею и мост через Амур в Благовещенске.
Проект пограничного мостового перехода через Амур у городов Благовещенска и Хэйхэ имеет богатую историю. Начиная с 1995 года Институт участвует в подготовке проектной документации для реализации проекта строительства моста, необходимого для развития экономики приграничных территорий российского Дальнего Востока и провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. В 2005 году технико-экономическое обоснование строительства совмещенного мостового перехода через Амур, разработанное ОАО «Институт Гипростроймост», получило положительное заключение органов государственной экспертизы, но дальнейшей реализации проект не получил. В 2014 году правительства Амурской области и провинции Хэйлунцзян активизировали работу по реализации первой очереди данного проекта — строительство автомобильного моста через Амур для целей создания свободной экономической зоны в районе н. п. Кани-Курган на российском берегу Амура. Сторонами созданы органы управления проектом и создается совместная российско-китайская компания, которая будет отвечать за финансирование, проектирование, строительство, эксплуатацию, содержание пограничного мостового перехода, организацию сбора платы за проезд и возврат заемных средств, а также за координацию действий сторон при реализации проекта. Сторонами согласовано участие ОАО «Институт Гипростроймост» в качестве головного разработчика проекта строительства основного моста. Институту поручается разработка единых технических параметров основного моста, проектной документации на российскую часть основного моста, документации на строительство автодорожных подходов на территории РФ и увязка всех технических решений по проектной документации пограничного мостового перехода, который помимо основного моста включает подходы к нему на российском и китайском берегах реки Амур.
С китайской стороны в разработке проекта основного моста будет участвовать Главный научно-исследовательский институт градостроительства и проектирования г. Шанхая, проектирование подходов к мосту на территории КНР будет осуществлять Автодорожный проектно-исследовательский институт провинции Хэйлунцзян.
ОАО «Институт Гипростроймост» в сентябре этого года разработало техническое задание на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации строительства пограничного мостового перехода, учитывающее особенности национальных норм проектирования обеих стран, и передало его для согласования китайской стороне. Соглашением сторон предусмотрено начало проектно-изыскательских работ в октябре, окончание разработки проектной документации — в марте 2015 года. В 2013 году Институтом разработана проектная документация на строительство автодорожного мостового перехода через Зею, которая рассмотрена органами государственной экспертизы и получила положительное заключение, что позволяет заказчику приступить к реализации этого проекта, крайне необходимого для развития транспортной системы Благовещенска.
Строительство мостовых переходов через Зею и Амур позволит не только оптимизировать транспортные системы Хэйхэ и Благовещенска, но и создаст предпосылки для гармоничного развития совместных приграничных территорий Амурской области и провинции Хэйлунцзян. Инженеры Института, принимающие участие в разработке проектной документации мостовых переходов через Зею и Амур, надеются, что соглашения сторон по реализации этих проектов будут выполнены и города, стоящие по обоим берегам реки, получат красивые, современные и надежные мосты для дальнейшего развития экономических связей двух стран и создания комфортной среды горожанам.